Памятка родителям "Нет насилию!"
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ
«НЕТ НАСИЛИЮ!»
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми люди калечат ребенка, но и унижение, издевательства, различные формы пренебрежения.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними до 18 лет) включает в себя любую форму недопустимого обращения со стороны сверстников, родственников (родителей, братьев, сестер, других членов семьи), опекунов, попечителей, педагогов, воспитателей, представителей органов правопорядка.
ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку кем-либо физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, ведут к отставанию в развитии.
К физическому насилию относится также во-влечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
Возможные признаки!
- Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретный ожог, кровоизлияние в глазное яблоко, участки облысения на голове, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту и т.д.);
- Задержка физического развития;
- Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неприятный внешний вид, сыпь);
- Боязнь идти домой после школы;
- Одиночество, отсутствие друзей;
- Псевдовзрослое поведение;
- Отсутствие сопротивления случившемуся, пассивное реагирование на боль, стремление скрыть причину повреждения и травм;
- Болезненное отношение к замечаниям, кри-тике, негативизм, агрессивность;
- Заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
- Лживость, воровство;
- Жестокое обращение с животными;
- Склонность к поджогам.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослы-ми.
Возможные признаки!
- Резкие изменения веса (потеря или при-бавка);
- Замкнутость, стремление избегать любых физических контактов, страхи;
- Трудности в общении с ровесниками, избе-гание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с преж-ними друзьями;
- Изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителей в игре, в общении) либо регрессивное поведение (проявление форм поведения, характерных для более младшего возраста);
- Несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
- Беспричинные нервно-психические рас-стройства, депрессия, низкая самооценка;
- Падение самооценки;
- Суицидальные мысли, высказывания или попытки.
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
Возможные признаки!
- Задержка физического, умственного развития;
- Различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания);
- Беспокойство или тревожность;
- Нарушение сна и аппетита;
- Длительно сохраняющаяся подавленность;
- Склонность к уединению;
- Агрессивность;
- Угрозы или попытки суицида;
- Чрезмерная уступчивость, заискивание;
- Неумение общаться, налаживать отношения;
- Низкая самооценка;
- Плохая успеваемость.
Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке (моральная жестокость), недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего появляется угроза его здоровью или развитию.
Возможные признаки!
- Ребенок одет не по сезону, не по размеру;
- Ребенок немытый, от него плохо пахнет;
- Ребенок ослаблен, голоден;
- Ограниченный рацион питания;
- Нарушение режима сна;
- Оставление детей надолго без присмотра;
- Травмы из-за недосмотра за ребенком;
- Нелеченые заболевания;
- Ребенка не забирают вовремя из детского сада, либо он не посещает его.
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
ПРИ ЖЕСТОКОМ ОБРАЩЕНИИ С НИМ
Возраст до 3 лет
- боязнь родителей или взрослых;
- редкие проявления радости, плаксивость;
- реакция испуга на плач других детей;
- плохо развитые навыки общения;
- крайности в поведении — от агрессивно-сти до полной безучастности.
Возраст от 3 до 7 лет
- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
- пассивная реакция на боль;
- негативизм, агрессивность;
- жестокость по отношению к животным;
- лживость, воровство;
- отставание в речевом развитии.
Младший школьный возраст
- стремление скрыть причину повреждений и травм;
- боязнь идти домой или в школу;
- одиночество, отсутствие друзей;
- плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;
- агрессивность.
Подростковый возраст
- побеги, уходы из дома;
- прогулы занятий в школе;
- употребление алкоголя, наркотиков и т.п.;
- суицидальное поведение;
- криминальное или антиобщественное поведение.
КАК ПОМОЧЬ
РЕБЕНКУ В СИТУАЦИИ НАСИЛИЯ
При наличии у ребенка признаков возможного жестокого обращения после посещения образовательной организации:
- Внимательно расспросите ребенка, уделите ему внимание.
- Поговорите с педагогами.
- Сообщите руководителю образовательной организации, попросите письменное объяснение.
- Обратитесь в травмпункт, другие медицинские учреждения, чтобы зафиксировать травмы в медицинской документации ребенка.
- Обратитесь в органы опеки и попечительства.
- Обратитесь в полицию или прокуратуру.
- Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.
К КОМУ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ
- к воспитателю в детском саду, педагогу в школе,
- к педагогу-психологу, соц. педагогу,
- в управление образования,
- в комиссию по делам несовершеннолетних,
- в учреждения здравоохранения,
- в управление внутренних дел,
- в орган опеки и попечительства,
- в прокуратуру,
- уполномоченному по правам человека.